Washington Post: поставкой в Иран С-300, Москва сблизится с Тегераном значительно быстрее Запада
По мнению аналитиков американского издания Washington Post, Россия первой войдет на иранский рынок, значительно опередив западных конкурентов после отмены эмбарго для Тегерана.
Чернила на предварительном соглашении, ограничивающем ядерную программу Ирана, едва успели засохнуть, как Кремль объявил о возможной отправке в Тегеран зенитно-ракетных комплексов С-300, пишет американское издание Washington Post.
Для США этот шаг России стал одним из последних сигналов того, что растущая «повышенная раздражительность» в отношениях между Москвой и Вашингтоном не успокаивается, даже когда на кону находится ядерное соглашение. Для Израиля эта торговая сделка представляет угрозу, так как С-300 могут успешно помешать нанесению превентивного удара по ядерным объектам Ирана.
«Но для России, – считает издание, – продажа этих ракет стала превентивным ударом иного рода. Он гарантирует Москве, что она не потеряет более выгодную возможность выхода на иранский рынок до вероятного снятия международных санкций».
«Несколько лет назад один из наших дипломатов заявил: “Проамериканский Иран для нас опаснее ядерного”», – вспоминает эксперт по ближневосточным вопросам Георгий Мирский. На его взгляд, подобную философию, пусть и неофициально, разделяют многие обитатели Кремля.
«Сближение Ирана с Западом ослабляет российские позиции», – утверждает Мирский. Поэтому, по его словам, Москва пытается нанести «упреждающий удар» до принятия окончательного договора по иранской ядерной программе, чтобы показать Тегерану, что Россия – это самый надежный партнер и единственная влиятельная страна, на которую можно
положиться.
Заключение ядерного соглашения сулит миллиарды долларов инвесторам, которые присматриваются к иранскому рынку, полагает издание. Несмотря на санкции, экономика Ирана занимает 20 место в мире и обходит Австралию. После отмены ограничительных мер, весьма вероятно, начнется борьба за многообещающий иранский рынок.
«Оживление» Ирана также может означать возможные потери для России, особенно в энергетической сфере. Появление иранской нефти на международном рынке, вероятно, снизит мировую цену за баррель. А со своими богатыми залежами газа Тегеран и Москва могут стать соперниками, особенно в Европе, которая жаждет получить альтернативу российской энергии.
Но последние 35 лет также убедили Москву и Тегеран, что их объединяет противостояние Западу, «которое все еще актуально». Сопротивление американскому давлению выставляют Владимира Путина в лучшем свете на родине, а иранские лидеры использует западное влияние в качестве предлога для укрепления своего режима. «Именно поэтому, – рассуждает Мирский, – Иран никогда не станет отдаляться от России, даже если при заключении ядерного соглашения он пригласит западных инвесторов».
Тем не менее, подчеркивает издание, всего этого недостаточно, чтобы «успокоить страхи» Москвы.
«По общему умонастроению российских властей, Запад пойдет на все, чтобы не дать России получить какое-либо преимущество», – уверен аналитик Федор Лукьянов. По его словам, Москва относится с «большим подозрением» к множеству делегаций из европейских стран и компаний, уже посетивших Иран.
В то же время, подчеркивается в статье, некоторые аналитики считают, что с помощью сделки с ракетами и соглашением «нефть в обмен на товары» Россия пытается вынудить Запад ослабить антироссийские санкции и напоминает Вашингтону, что она всегда может сыграть роль «помехи» в других международных вопросах.
Даже если ядерное соглашение будет подорвано сторонниками «жестокого курса» в исламской республике или американскими сенаторами, обещание России отправить оборонительное оружие только сыграет на руку Москве на фоне напряженных отношений с Западом. Так, отмечает издание, министр обороны Ирана уже предложил России, Китаю и Индии создать организацию в противовес НАТО.