Сенатор Штыров: Арктика - зона потенциальных конфликтов
Российский сенатор Вячеслав Штыров ответил на вопрос, к чему приведет милитаризация арктических территорий
Арктика - зона потенциальных конфликтов, заявил, отвечая на вопрос Би-би-си о том, к чему приведет милитаризация арктических территорий, российский сенатор Вячеслав Штыров.
По его словам, в этом регионе очень большое число нерешенных вопросов, как между странами Арктической зоны, так и между ними и остальными государствами, не имеющими выхода к Северному ледовитому океану.
С 14 марта в России действует орган, который отвечает за развитие арктического региона: государственная комиссия по вопросам развития Арктики.
По словам сенатора, она наделена широчайшими полномочиями, в ее ведении - организация федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления для решения социально-экономических задач развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности.
Штыров входит в состав новой госкомиссии и является членом сенатского комитета по обороне и безопасности.
Вместе с коллегой из комитета по федеративному устройству и региональной политике Игорем Чернышенко он рассказал журналистам о том, чем сейчас занимается Россия в этом регионе и какие у нее там интересы и планы.
За два дня до этого, 18 апреля российский вице-премьер Дмитрий Рогозин нанес внезапный визит на норвежский Шпицберген, чем вызвал недовольство норвежских властей.
Дело в том, что на Рогозина распространяются санкции Евросоюза, поскольку он принимал активное участие в аннексии Крыма.
В то же время, Шпицберген имеет особый международный статус, и граждане России имеют право посещать его без визы.
Неопределенный регион
"Сегодня нет четкого и даже научного определения того, что такое Арктика", - сказал Игорь Чернышенко.
По его словам, существует несколько мнений относительно того, где проходит граница Арктики.
"Есть мнение, что Арктика ограничивается Полярным кругом, это 66-я широта. Есть мнение, что это южные берега северных морей, что это зона таяния вечной мерзлоты. В правовом международном плане это понятие имеет несколько обозначений", - сказал он.
Из этой неопределенности, по словам Вячеслава Штырова, вытекают и проблемы освоения Арктики.
Во-первых, это противоречие между так называемым "секторальным принципом" разграничения Арктики и Конвенцией ООН по морскому праву, согласно которой государства имеют право лишь на 200-мильную зону плюс еще 150 миль, если шельф выходит за пределы этой зоны.
Во втором случае именно континентальный шельф рассматривается как участок морского дна, принадлежащий конкретному государству. При этом ни тот ни другой принцип не были признаны всеми заинтересованными государствами.
По словам сенатора Штырова, между странами существуют и другие территориальные споры разной степени интенсивности, которые в будущем потенциально могут стать причиной конфликта. Все они касаются разграничения зон контроля странами арктического дна или других территорий.
"Одна из причин того, что во всех наших [российских] документах во главе угла стоит изучение Арктики, научное изучение - это доказательство наших там границ", - сказал он.
Интересы России
"Есть, прежде всего, два крупных момента с точки зрения освоения - это Северный морской путь. Еще поморы искали выход, что называется, в Индию с севера. И второе - это шельфовые месторождения, их разработка и укрепление позиций России как энергетической державы", - заявил российский вице-премьер Дмитрий Рогозин по прибытии на Шпицберген.
Действительно, недра Арктики таят в себе огромные запасы энергоносителей, золота, алмазов, платины и никеля.
Глобальное потепление и таяние льдов привели к тому, что все большая часть территории и акватории Арктики становится доступной для добычи полезных ископаемых или рыболовства. Сокращение судоходных маршрутов ведет к удешевлению доставок грузов.
Что касается Северного морского пути - морской трассы вдоль побережья Северного ледовитого океана - то сейчас, по словам сенатора, активно используется только западная часть. Восточная часть пути развита гораздо слабее.
В связи с таянием северных льдов этот проект может быть развит. По словам сенатора Штырова, через него может в год проходить до 50 миллионов тонн грузов.
Стратегический район
В настоящее время Арктика рассматривается Москвой как наиважнейший со стратегической точки зрения регион.
За последние годы Россия провела несколько учений в арктических широтах. Последние внезапные маневры проводились в середине марта 2015 года.
В российских арктических водах дислоцирован Северный флот, в составе которого - атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, которые могут стать потенциальными целями. Над Арктикой проходят траектории полета баллистических ракет, нацеленных на США.
"В этой связи в Арктике в советское время была создана первая мощная оборонительная линия. И все эти Диксоны, о которых мы пели в песнях, начиная от Мурманска и кончая бухтой провидения эта цепочка крупных наших портов, они, с одной стороны, обслуживали Северный морской путь, а с другой - были точками стратегической обороны Российской Федерации", - сказал сенатор.
Однако возобновление учений, причем зачастую - с высадкой десанта, наступательного характера - уже привели к ответным действиям других северных стран.
Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания и Исландия подписали документ о более тесном военном сотрудничестве. Этот документ не является военным союзом - скорее лишь декларацией, однако в нем прямо и недвусмысленно говорится об усилении российской военной мощи и указывается на действия России в Крыму, как на пример использования такой мощи с политическими целями.
Это сотрудничество будет включать в себя увеличение числа совместных учений, расширение военно-технических контактов и обмен разведданными.
Тот факт, что эта декларация была подписана Швецией и Финляндией - странами, которые не входят в НАТО, в отличие от остальных трех, - заставил некоторых экспертов посчитать, что цель такого сотрудничества - на самом деле подключить Хельсинки и Стокгольм к Альянсу, пусть и непрямым образом.
Эксперты также отмечали, что документ стал прямой реакцией на действия России в Арктике.
В апреле Великобритания провела традиционные учения Joint Warrior, в которых участвовали и другие страны НАТО. Эти учения самыми масштабными за всю историю подобных маневров. Еще одни крупные учения Arctic Challenge пройдут в конце мая на территории Норвегии и Швеции. В них будет участвовать и американская авиация.
Однако сенаторы, выступавшие в Москве, сказали, что не стоит забывать на фоне всех таких событий, что у России с другими арктическими странами налажено тесное сотрудничество в мирных областях - экологии, спасательных операций, рыболовстве, - сообщает ВВС.
Как ранее сообщалось, журналист Андрей Колесников высказал мнение о возможном ближайшем будущем России и почему вслед за Крымом «нашей» может стать Арктика
Ввиду отсутствия стратегической цели, например строительства коммунизма, нынешней власти, если она хочет остаться у кормила и после 2016–2018 годов, придется предложить электорату нечто столь же впечатляющее, как и Крым.
Уверен, вместо «рая в Тавриде», проекта, сформулированного еще пиарщиками Екатерины Великой, трудящимся начнут продавать арктический миф со всеми его необходимыми элементами: «Лейся, песня», Сталин, полярные онучи, новые Шмидт с Папаниным, копающие друг под друга в арктическом ведомстве…
Даже придется найти древнерусские православные святыни на дне Ледовитого океана, опровергающие норманнскую теорию происхождения Руси, заставить какого-нибудь околокремлевского писателя сочинить на замену «Двум капитанам» роман «Духлесс и The Телки среди торосов и айсбергов» и заодно спасти каких-нибудь новых челюскинцев, желательно устроив из этого эпопею в течение нескольких месяцев выборного 2018 года.
А потом часть граждан Шпицбергена в едином порыве вместе с белыми медведями проголосует за присоединение фрагмента архипелага к России и вице-премьер Рогозин напишет в своем твиттере: «#ШпицбергенНаш». Это будет круче, чем давешняя его запись после невероятно отважно-авантажного приземления на негостеприимной норвежской земле, Свальбарде, как наши норвежские пока еще партнеры называют Шпицберген: «После драки кулаками не машут».
Драки, правда, не было, хотя и зампред правительства России, занесенный в санкционный список и потому не слишком охотно ожидавшийся на норвежской территории, повел себя как Маттиас Руст, приземлившийся на Красной площади в горбачевские времена.
Вот уж действительно сегодняшняя Россия непредсказуемее и легковеснее СССР: представить себе, что кто-нибудь из зампредов Совмина Союза вот так вот специально, чтобы подразнить супостата, оказался на чужой территории в Арктике, решительно невозможно.
Тогда были правила и их соблюдали, сейчас правил нет, значит, нет и политической респектабельности, иногда спасающей от гибельных шагов.
Однако можно предположить, что чиновник действовал во исполнение пункта постановления правительства РФ от 14 марта 2015 года, которым была образована государственная комиссия по вопросам развития Арктики. В описании задач комиссии, возглавляемой Рогозиным, есть пункт а), согласно которому новому органу вменяется в обязанность «уточнение целей и задач государственной политики Российской Федерации в Арктике в соответствии с изменением внутриполитической и внешнеполитической обстановки».
Дразня Норвегию, вечного конкурента в освоении и разделе Арктики, руководитель этого координационного и совещательного органа, можно сказать, на свой лад «оценивал» внешнеполитическую обстановку.
Комиссия должна в том числе заниматься обеспечением «потребности Российской Федерации в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья». Эта работа как раз и началась на Шпицбергене еще Сталиным (постановление Политбюро от 20 марта 1931 года «О шпицбергенском угле») и даже продолжается сейчас — в ведении треста «Арктикуголь» на Шпицбергене находится рудник Баренцбург.
Но главное — она активно проводилась и в последние годы, точно сигнализируя о некоторых ментальных сдвигах в головах управляющих страной.
Как раз на окончание второго срока президента Путина пришлись активные поиски научных обоснований российских притязаний на арктический шельф в районе хребтов Ломоносова и Менделеева. Некоторые экстраполяции, правда, довольно грубоватые, позволяют утверждать, что поскольку подводные хребты — продолжение Сибирской континентальной платформы, то и Северный полюс, в сущности, тоже Сибирь.
То есть и #СеверныйполюсНаш. А значит, он, этот полюс, имеет большое не столько геолого-разведочное, сколько геополитическое и внутриполитическое значение, подтвержденное в 2007 году экспедицией под руководством Артура Чилингарова, бросившей на дно океана в районе Северного полюса титановый флаг России с «капсулой с посланием будущим поколениям». Да под таким лозунгом можно в очередной раз и президентом России избраться!
Странно, что среди задач арктической комиссии нет дальнейшего совершенствования уголовного законодательства. Хотя после того, как в начале 2014 года в УК РФ была введена статья 280-прим, карающая за «публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации», считать Арктику чьей-нибудь еще, кроме как российской, опасно.
Возможный срок лишения свободы по этой статье пророчески описан еще в арктическом шлягере 1930-х годов «Лейся, песня»: «Шлем привет, товарищ Сталин, дома будем через год».
А началось тогда все с заметок в интернете профессора ВШЭ Сергея Медведева, который, не покушаясь на секторальные суверенитеты арктических стран, предложил ввиду чудовищной экологической ситуации (Земля Франца-Иосифа, например, заполнена под завязку бочками из-под горючего) превратить Арктику, как Антарктиду, во «всемирный заповедник», запретив ее эксплуатацию в военных и коммерческих целях (коммерческий маршрут из Атлантического в Тихий океан).
С этим трудно спорить. Но в ситуации, когда враг у ворот, а «ледяная скрепа» не должна таять, а должна крепчать, за такие мысли можно и в самом деле отправиться отбывать срок в регионы, приближенные к арктическим.
Будем ждать выборов: они совсем уже скоро. И посмотрим, что начальство предложит электорату. Сколько ни вглядываешься в карту мира («русского мира»), ничего лучше Арктики не просматривается, - сообщает gazeta.ru.