Принципы проектирования советского тяжелого танка "Объект 279", разработанного в 1957 году в Ленинграде конструкторским бюро во главе с Ж. Я. Котиным, отражали подготовку советского руководство к возможной ядерной войне.
Несмотря на то, что СССР произвел только несколько прототипов, сам факт появления этой боевой машины свидетельствует об одержимости военных планировщиков в советской армии после окончания Второй мировой войны.
Особенности "Объекта 279" включают в себя острое, блюдцеобразное шасси и четыре отчетливых огромных гусеницы. Последнее должно было дать 60-тонному танку больше тяги в труднодоступной или мягкой местности, что всегда было проблемой для более тяжелых танков, склонных увязнуть. В танке устанавливался 16-цилиндровый Н-образный четырехтактный дизельный двигатель ДГ-1000 с горизонтальным расположением цилиндров.
Очевидный недостаток дизайна? Можно было только представить, как трудно восстановить две внутренние дорожки, идущие под животом шасси, не говоря уже о сложной коробке передач. Столь же причудливой является форма шасси для защиты транспортного средства и его четырех членов экипажа от ударных волн, генерируемых взрывающейся ядерной бомбой.
"Объект 279" имел серьезную броню - 319 миллиметров в башне и 269 миллиметров в самой толстой точке корпуса, что значительно больше, чем у гораздо более распространенного Т-72, который поступил на вооружение в 1970-х годах, а также впечатляющую стабилизированная 130-миллиметровую нарезную пушку и 14,5-миллиметровый пулемет.
Но технические характеристики танка с четырьмя гусеницами несколько спорны, поскольку прототипы появились в самое неподходящее время.
Во время Второй мировой войны Советы усовершенствовали свои конструкции тяжелых танков, кульминацией которых стал ИС-2 - пугающая и впечатляющая машина, которая поступила на вооружение в 1944 году. ИС-2 стали инициатором нападения Красной Армии на Берлин, уничтожая немецкие "Тигры" и превращая укрепленные позиции в руины.
Успех ИС-2 никогда не повторялся в советском тяжелом танкостроении. Следующая модель ИС-3 была кошмарной в обслуживании и подвергалась практически регулярному обновлению, чтобы решить многочисленные проблемы.
"Даже в 1946 году был создан комитет, чтобы решить проблемы флагмана советских танков и не дать западным спецслужбам узнать, насколько он действительно плох" - написал Стивен Сьюэлл в журнале Armor 2002 года.
Когда ИС-3 оказывался за пределами Советского Союза, он редко был эффективен в бою. Во время "Шестидневной войны" 1967 года Израиль уничтожил десятки таких танков, стоящих на вооружении египетской армии.
На самом деле классические тяжелые танки потеряли смысл в середине 1950-х годов. Для войны будущего были необходимы быстрые, маневренные и надежные танки. На вооружение начали поступать управляемые ракеты, способные пробивать тяжелую броню.
Ранее американские эксперты рассказали, что 60-тонному "Объекту 279" отводилась штурмовая роль. Данная боевая единица должна была прорываться сквозь укрепленные вражеские линии. Кроме того, на танк возлагалась работа на сложной местности, где не может пройти более легкая бронетехника. Этим и было продиктовано решение сделать дополнительную пару гусениц.
Источник: The National Interest, автор - Robert Beckhusen
Перевод материала редакцией "Российский Диалог", раздел ИноСМИ