"Прямая линия" с Владимиром Путиным: Ключевые высказывания президента
Предлагаем вашему вниманию главные тезисы, озвученные российским президентом в ходе "Прямой линии" в четверг, 16 апреля.
Об основных достижениях в прошлом году: Присоединение Крыма, Севастополя, работа в сложных внешнеэкономических условиях, успешная и победная олимпиада в Сочи в 2014 году. Отмечен рекорд добычи нефти – 525 млн тонн. Собран один из самых высоких урожаев зерновых - 105,3 млн тонн. Позитивный итог – положительная демографическая динамика. Выросла рождаемость, сократилась смертность, средняя продолжительность жизни РФ растет.
О санкциях: Вряд ли сейчас стоит ожидать отмены санкций, поскольку для наших партнеров они имеют стратегическое значение сдерживания России. Но от нас самих многое зависит. Нам надо использовать ситуацию с санкциями, чтобы выходить на новые рубежи развития.
О поставках российских ракетных комплексов в Иран: Если кто-то говорит, что мы снимаем санкции, то он не вполне владеет темой. В санкционный список ООН поставка наших зенитно-ракетных комплексов не входит. Мы в свое время приостановили поставки в одностороннем порядке. Односторонним решением теперь решили возобновить. Что касается списка ООН, то там мы действуем строго совместно с западными партнерами.
О силовом навязывании миру моделей развития: После Второй мировой войны мы пытались навязать многим странам свою модель развития и делали это силой, надо это признать. И в этом ничего нет хорошего, это аукается нам сегодня. Кстати, примерно также себя ведут и американцы, пытаясь навязывать свою модель практически по всему миру, и их тоже ждет неудача.
О праздновании Дня Победы и бойкоте Запада: Это выбор каждого политического деятеля, каждой страны. Кто-то сам не хочет, а кому-то не разрешают из вашингтонского обкома. Это их выбор. Если люди проявляют уважение в любой форме, хотят отдать дань в любой форме — мы это приветствуем. Для кого-то, может, это стыдно, но пусть они сами решают для себя. Мы отмечаем наш праздник, отдаем дань уважения поколению победителей, чтобы не допускать подобного в будущем.
О внешних угрозах: Угроз много, но если будет консолидация общества и устойчивая внутриполитическая ситуация, то нам никакие угрозы не страшны.
Об "Исламском государстве": Для нас, конечно, прямой угрозы от ИГ нет, но то, что и наши граждане там появляются, действительно вызывает у нас озабоченность.
О принципах экономической политики: Нужно иметь голову, чтобы вести экономическую политику, но также и сердце, чтобы учесть то, как это отражается на рядовом человеке. Нельзя призывать сокращать зарплаты и увеличивать пенсионный возраст, как это предлагают идеологи экономических реформ.
О повышении пенсионного возраста: По мере увеличения продолжительности жизни мы подойдем к увеличению пенсионного возраста. Подчеркну: должно быть мягкое вхождение в эту систему зрелых, но еще молодых людей, которые должны понимать, что их ждет. Это должно быть "отложенное решение", которое будет приниматься исключительно в открытом диалоге с обществом.
О развитии сельского хозяйства: Важно держать рынок свободным от импорта с тем, чтобы давать ему возможность развиваться. Но нужно понимать и потребителей, которые хотят видеть на прилавках магазинов привычные им товары, и, что важно, высокого качества. Поэтому необходима сбалансированная программа поддержки и развития сельского хозяйства
О доверии к статистике: Я верю цифрам, которые мне дают. Вам кажется, что я и правительство не знаем реалий - но мы их знаем.
Об импортозамещении лекарств: Никто не собирается отказываться от импорта. Никаких планов по полному отказу от закупки импортных лекарств у правительства нет.
О валютной ипотеке и помощи государства: Брать ипотеку в валюте логично тем, кто получает зарплату в валюте. Вот живет человек в Париже, получает зарплату в евро или долларах, а жить собирается в России. Он может взять валютную ипотеку, потому что не подвергает себя рискам курсовой разницы. Если взял в валюте кредит, то взял на себя риски, курс изменился — он "попал". Правительство может подумать о людях с валютной ипотекой, но эта помощь не должна быть больше, чем гражданам с рублевой ипотекой.
О необнародовании доходов чиновников госкорпораций: Думаю, это решение правительства связано с тем, что в советах директоров наших госкорпораций работает много граждан иностранных государств. Работают они там не на первых позициях, конечно, но все равно мы не можем в явочном порядке обязать их публиковать свои доходы. А ставить наших граждан и иностранных в разные условия в данной ситуации — некорректно. Но если вы хотите узнать мое мнение, то я бы настойчиво рекомендовал членам советов директоров наших госкорпораций публиковать свои доходы.
О "Мистралях": Отказ от поставки кораблей по действующему контракту - конечно, плохой знак. Хотя для нас в плане ущерба для обороноспособности это не имеет никакого значения. Мы не будем требовать каких-то заоблачных компенсаций в связи со срывом контракта. Но погашение неустойки должно быть. Надежность наших партнеров - под вопросом, и мы будем это учитывать в дальнейшем".
Об освоении космоса: Россия - крупная космическая держава - должна иметь собственную крупную площадку для вывода всех видов и типов космических аппаратов. У нас большие планы, в конце этого года Союз-2 должен быть запущен уже в декабре. Также речь идет о запуске Ангары, тяжелой ракеты, мы планировали и сверхтяжелую потом. Но я согласился со специалистами, которые считают, что нужно немного график сдвинуть вправо, но не по экономическим, а по технологическим соображениям, имея в виду, что мы к 2023 году собираемся создать на Орбите собственную национальную орбитальную космическую станцию.
О внешнеполитическом курсе Украины: Никакого "отторжения" Украины от России не было. Мы сами "освободили" ее от себя решением о суверенитете РФ. Теперь Украина - самостоятельная страна, и с этим надо считаться. Вмешиваться в политический курс других государств мы не можем, это неправильно.
О скидке на газ для Украины: Мы не обязаны делать скидки на газ, но понимаем, что экономика Украины по-другому не потянет, и скидки целесообразны. В прошлом году мы договорились о кредите $15 млрд и еще $5 млрд на дорожное строительство через кредиты в банках. а сейчас Украине дали $17,4 млрд на четыре года. Мы снизили цену на газ, а они внутри страны повысили на 300%. Там запредельно плохая ситуация, предприятия встали — судостроение, ракетостроение, атомная энергетика. Это тяжелые последствия.
О российском военном присутствии на Украине: Есть войска на Украине или нет, говорю прямо: на Украине наших войск нет. Лучше всего об этом сказал начальник Генштаба Украины, он сказал: "Мы не воюем с российской армией".
Об имперских амбициях: У нас нет цели всех к себе "подтащить". Но ведь лучше для граждан этих стран, когда открыты границы, осуществляется кооперация и люди не ущемляются в правах. Такие отношения у нас существует с рядом стран - в частности, с Казахстаном, Арменией. У нас нет цели возрождать империю, нет имперских амбиций. Наша цель - нормальный интеграционный процесс.
О дальнейшей судьбе Донбасса: Нынешние киевские власти сами, своей рукой отрезают Донбасс от Украины. В условиях исполнения Минских договоренностей можно найти элементы восстановления какого-то политического поля. Но в конечном итоге право окончательного слова, с кем жить Донбассу, принадлежит именно жителям ДНР и ЛНР. И это должно поддержать киевское руководство.
Об убийстве Бориса Немцова: Это абсолютно трагическое и позорное явление. Буквально через день-полтора следователям ФСБ и МВД были известны имена исполнителей. Вопрос был только в том, где и как их арестовать. Надо отдать должное, это объективные данные. В связи с широкими возможностями следствия они работали хорошо и оперативно. Удастся ли выйти на след заказчиков, я не знаю пока. Это станет известно в ходе той работы, которая ведется.
Об увековечивании памяти Немцова: По поводу цветов — это прерогатива местных властей. Есть закон, по которому памятные таблички могут быть установлены через 10 лет после смерти, но московские власти должны принять соответствующее решение. Насчет цветов — я не понимаю, с чем связаны ограничения, и не приветствую их. Я поговорю с мэром, чтобы не было препятствий.
Об улице имени Высоцкого в Москве: Безусловно, Владимир Семенович своим творчеством, конечно, заслужил того, чтобы его имя и память увековечили, в том числе, присвоив его имя одной из улиц Москвы. Поговорю на этот счет с мэром Москвы.
О том, будет ли война: Это невозможно. Живите спокойно, были определенные эксцессы, что долетали снаряды до нашей территории, но я исхожу из того, что это исходило из случайности, несчастных случаев, а не попыток сопредельной территории нанести ущерб нашим гражданам и нашим территориям.
О том, как стать президентом: Трудно ли быть президентом? Получится, если ты захочешь. А то, что любишь поспать, это очень хорошо. Это значит, что ты будешь здоровым президентом.