Как скоро Украина вступит в НАТО
Во вторник, 23 декабря, Верховная Рада Украины проголосовала за принятие закона об отмене внеблокового статуса страны.
Реакция Москвы также не заставила себя долго ждать: Украина, считают здесь, не соответствует критериям вступления в альянс, ни экономически, ни политически. Однако, по мнению эксперта, кооперации между НАТО и Украиной помешать сегодня никто не может.
Во вторник Верховная рада внесла изменения в законы Украины «Об основах внутренней и внешней политики» и «Об основах национальной безопасности Украины», что влечет за собой отказ от внеблокового статуса страны. За законопроект, внесенный на минувшей неделе президентом Украины Петром Порошенко, проголосовали 303 депутата, против — 8.
«Агрессия Российской Федерации против Украины, незаконная аннексия ею Автономной Республики Крым, ведение против нашего государства так называемой гибридной войны, военное вмешательство в восточных регионах Украины, постоянное военное, политическое, экономическое и информационное давление со стороны России обуславливают необходимость поиска более эффективных гарантий независимости, суверенитета, безопасности и территориальной целостности Украины», — пояснили свое решение в Раде.
Еще в конце августа кабмин внес в Раду закон об отмене внеблокового статуса и возобновлении курса на вступление в НАТО. Премьер-министр Арсений Яценюк заявил тогда, что цель документа — «получение специального статуса между Украиной и НАТО». Позже этот вопрос был рассмотрен уже новым составом парламента, а 18 декабря Порошенко внес в Раду свой законопроект.
Стоит отметить, что обязательство отменить внеблоковый статус значится и в коалиционном соглашении, которое подписали пять партий, вошедших после октябрьских выборов в парламентское большинство.
Ранее свою оценку натовским планам Киева дал посол Украины при НАТО Игорь Долгов: «Внутренние изменения в законодательстве просто открывают путь для развития отношений с НАТО и реформ в оборонной сфере. Когда мы почувствуем себя вправе подавать заявку на членство, тогда, как объяснил президент, мы спросим украинцев, выступают ли они за членство в НАТО или нет».
При этом Долгов подчеркнул, что «референдум — это не дело завтрашнего дня».
«Мы уважаем решение украинской Рады, — заявили агентству ТАСС в международном секретариате штаб-квартиры НАТО в Брюсселе. — Украина является независимым и суверенным государством, и только ей одной принимать решения относительно направленности своей внешней политики».
Накануне отреагировать на намерения Украины уже пообещал премьер-министр России Дмитрий Медведев: «Президент США подписал антироссийский закон, дающий право использовать санкции против нашей страны в любое время любому американскому президенту. Как и в случае с законом Джексона – Вэника, наши отношения с Америкой будут отравлены на десятилетия. Президент Украины направил в Верховную раду законопроект об отказе от внеблокового статуса своего государства. По сути — заявку на вступление в НАТО, превратив Украину в потенциального военного противника России. Оба этих решения будут иметь крайне негативные последствия. И нашей стране придется реагировать на них».
А уже после принятия решение Верховной рады прокомментировал постоянный представитель России при ОБСЕ Андрей Келин: «Перспективы принятия, на мой взгляд, здесь не просматривается. Украина этим критериям (для принятия в НАТО) не соответствует ни в экономическом плане, ни в политическом».
Напомним, что еще в конце сентября Вашингтон отказал Украине в статусе специального союзника США вне блока НАТО и поставках оружия, взамен предложив Киеву финансовую помощь в размере $1 млрд в качестве финансовых гарантий. В принятом конгрессом США в декабре «Акте поддержки свободы Украины» также опущена возможность официального признания союзнического статуса страны.
Украина сотрудничает с НАТО с 1994 года, когда эта страна стала членом программы «Партнерство во имя мира». Украинские военные стали принимать участие в различных учениях совместно с НАТО, а после победы на президентских выборах прозападного президента Виктора Ющенко Украина провозгласила курс на вступление в ряды альянса. Однако несмотря на обещание предоставить Украине план действий по членству в НАТО — дорожную карту по вступлению в альянс, этого сделано не было.
Как отмечают эксперты, США и европейские страны отошли от этих планов после военного конфликта между Россией и Грузией. Как рассказывал ранее «Газете.Ru» экс-посол США в России, бывший помощник президента США Барака Обамы Майкл Макфолл, тема членства Украины и Грузии в НАТО не поднималась на встречах между российским и американским лидерами.
В то же время общественное мнение на Украине по вопросу вступления в НАТО по-прежнему расколото: за вступление в альянс выступают только 51% граждан.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг ранее заявил, что Украина может стать членом альянса, если выполнит условия для членства. Одно из них — перевод армии на стандарты НАТО, что потребует серьезных вложений.
Есть и еще одно условие, делающее в обозримой перспективе членство в альянсе фактически нереальным, а именно — урегулирование территориальных конфликтов на территории страны: НАТО не принимает в свой состав страны с подобными проблемами. Иными словами, ситуация вокруг Крыма, присоединение которого к России Киев категорически отказывается признавать, становится критичной с точки зрения вхождения в блок.
По мнению заведующего аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, отмена внеблокового статуса не имеет никакого значения для НАТО. «Никто Украину в НАТО не примет, и поэтому это бессмысленно. Чтобы попасть в НАТО, нужно, чтобы НАТО приняло», — отметил эксперт.
Он привел в пример Грузию, которая провела в 2008 года референдум, на котором 77% опрошенных высказались за членство в НАТО, однако это никак не повлияло на позицию альянса. При этом Храмчихин отмечает, что и за рамками блока сотрудничество шло весьма оживленно, причем наиболее активно — в бытность президентом Виктора Януковича.
Принятый сегодня закон, таким образом, больше отвечает внутриполитическим целям нынешней украинской власти, демонстрирующей свой однозначно западнический выбор. В то же время интересно, что чисто гипотетически можно допустить и то, что однажды он же станет основанием для вступления и в сформированную вокруг Москвы Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ).