В своем недавнем интервью вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил, что сегодня нет ни одного вызова вопросам безопасности нашей страны, на которые бы РФ не смогла адекватно ответить. Вице-премьер не уточнил, какие конкретно виды вооружений вселяют в него такую уверенность, однако нет никакого сомнения в том, что в первую очередь под этим щитом, способным не только прикрыть, но и достойно ответить подразумевается ядерная триада России.
РВСН
В первую очередь это, конечно же, Ракетные войска стратегического назначения, основу которых составляют тяжелые межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) «Воевода» и «Сотка». Они установлены в стационарных высокозащищенных шахтах. А также - грунтовые «Тополь» и «Ярс». Кстати, два последних комплекса, помимо шахтного базирования, имеют и подвижный вариант, что значительно повышает их боевую живучесть и устойчивость. «Подвижный» обозначает, что эти ракеты могут менять свою позицию, в зависимости от необходимости. Это затрудняет их отслеживание и делает мало предсказуемой точку, откуда может быть нанесен удар.
Треть всех ракет, находящихся сегодня на вооружении РВСН — новейших типов, с дальностью стрельбы от 11 до 16 тысяч километров. При этом все соединения ракетных войск с МБР наземного базирования географически расположены таким образом, что никакой глобальный удар не может разом вывести из строя всю группировку. Следует также иметь в виду и боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин» со 100-тонной тяжелой баллистической ракетой. Если будет принято решение о включении этих проектов в программу вооружений на 2018-2025 годы, комплекс поступит ракетчикам в очень обозримом будущем. Главная особенность БЖРК, помимо того, что он превосходит своего предшественника по точности и дальности полета ракет, заключается в том, что его местонахождение обнаружить практически невозможно.
ВМФ
Вторая составляющая ядерной триады – подводный флот России, в боевом составе которого находятся стратегические атомные ракетоносцы четырех типов: «Кальмар», «Дельфин», «Акула» и «Борей». Они несут на борту межконтинентальные баллистические ракеты «Лайнер», «Синева», «Вариант» и «Булава», дальность стрельбы которых от 8 – до 11 тысяч километров. Субмарины этого класса находятся на вооружении всего двух флотов (Северного и Тихоокеанского), но учитывая, что подводные крейсера, вооруженные МБР, несут боевую службу в любой точке Мирового океана, целей, которые были бы для них недосягаемы, не существует.
Подводные ракетоносцы ВМФ России способны стрелять из всех положений (надводного и подводного) с достаточно высокой точностью. И это всему миру продемонстрировали недавние пуски «Булавы» с подлодки «Юрий Долгорукий». Ракета, выпущенная из акватории Баренцева моря, поразила мишень, находящуюся на морском полигоне Кура на Камчатке.
ВКС
Достойным завершением Топ-5 российских ядерных ответов на любую угрозу являются стратегических самолеты Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3. Боевой радиус турбовинтового Ту-95 составляет 6,5 тысяч километров, он имеет на вооружении шесть крылатых ядерных ракет Х-55 с дальностью полета до 2,5 тысяч км. Может дополнительно нести до 10 ракет на пилонах под крыльями, но дальность полета при этом значительно уменьшается. Боевой радиус реактивного Ту-160 меньше на пятьсот километров, но зато он способен взять на борот больше крылатых ядерных ракет. На замену Х-55 уже пришли ракеты Х-101 (ядерный вариант Х-102), которые неоднократно применялись в ходе военной операции России в Сирии. Самым существенным преимуществом новых ракет является их дальность стрельбы (от 4500 до 5500 километров).
Ту-22М3 с боевым радиусом в 2,5 тыс. км стоит в этом ряду особняком. Он создавался как «убийца авианосцев», но с появлением ракеты Х-15, которая сама видит цель «из-под крыла», и возможностью применять бомбы стал универсальным. Поэтому, что касается европейского супостата, который задумает нам грозить, этот самолет своими ракетами достанет любого в течение одного часа. Не зря же стратегическую авиацию России называют длинной рукой возмездия.
В завершение хочется лишь добавить, что все вышесказанное не говорит об агрессивности нашей страны. Военная доктрина России носит исключительно оборонительный характер.