Жители Углегорска вырвались из ада: мы живы!
Местные жители Углегорска получили возможность эвакуироваться из зоны проведения боевых действий.
Покидать город Углегорск, где в последнее время велись интенсивные бои, мирные жители начали ранним утром. Машины были с запотевшими изнутри стеклами забитые битком и виднелись белые простыни, платки и шарфы на антеннах и зеркалах. Вещей у этих людей практически не было — бежали, кто в чем был, до предела трамбуясь в автомобили. Потом стали попадаться армейские "Уралы" с детишками в кабинах. Первый перевалочный пункт у здания заводоуправления одной из шахт. Здесь ополченцы проверяют документы — в городе осталось немало украинских военных, затаились по подвалам, брошенным квартирам и домам. Людей тут никто не мучает — быстро просмотрели паспорта, и вперед, в Макеевку, где беженцев будут кормить и распределять по местам временного проживания.
"Центра города, можно сказать, нет. Позавчера просто разбили его с "Градов", из Дебальцева. Какие коридоры? Мы сами убегали. Выбегали из подвалов и тикали. Мы на окраине живем, поэтому ничего не знали. И связи нету. Света не было, заряжать телефоны негде", - говорит одна из беженок Людмила Владимировна.
"С Углегорска мы вырвались. Ну как там... Стреляют. От Углегорска ничего не осталось. У нас сгорел третий этаж, во втором пробоина. И кроют "Градом" нас с Дебальцева, как хотят", - говорит мужчина.
"На поселке Грозном под Углегорском родители остались, не знаю, как их вывозить.Все побито. Три дня на полу пролежали в квартире. Потом до подвала добежали, по подвалам ползали там. Пять дней не могли выехать, нас не выпускали из подъезда, стреляли. Не знаю, кто это был, украинский флаг у них висел. По подъездам бегали и стреляли с автоматов. Два раза снаряд в наш дом попал", - плачет женщина, Валя.
"Страшно было? - спрашиваем пацанчика на переднем сидении "Газели".
- Нет, - кричит он. Мальчонка, похоже, контужен. - Я прятался с мамой в подвале. - Станкевского, 7, там старики остались одни в доме, им не спуститься с третьего этажа, инвалиды, - кричат нам из кузова "Газели" вырвавшиеся беженцы. - Вот пусть так Порошенко доживает, как мы сейчас. Чтобы и его дети все это прочувствовали"
В свою очередь военные отмечают, что до часа дня режим прекращения огня будет действовать. У первых домов Углегорска, возле разбитого в труху железнодорожного переезда, бесконечная очередь людей, ждущих погрузки, понурая тьма. И люди продолжают выбегать из города по единственной открытой дороге. С узлами, тюками, клетчатыми "челночными" сумками, которые давно уже превратились в зримый символ беды, нищеты и страданий.
Грязь по колено, чавкает сочно, и по этому месиву идут люди в дорогой обуви, в шубах с мокрыми полами — надевали на себя самое дорогое, выходное. Все, что могли унести на себе. Нарядная девочка несет в птичьей клетке кота, бедно одетая старуха, с каждым своим шагом опирается на узел вещей. Все, что там спрятано внутри, наверное, уже пропиталось жидкой водой и грязью. К очереди беженцев, один за другим сдают грузовики. Люди здесь же, перед погрузкой, бросают велосипеды, детские коляски и тележки. Под ногами вертятся десятки брошенных собачонок. За ополченцем, который руководит погрузкой, как приклеенный бродит невообразимо-грязный породистый овчар без ошейника. Чутко прядает ушами, иногда становится в стойку, ловит каждое слово нового хозяина.
В полдень, начинает бить артиллерия, кидая снаряды прямо через толпу беженцев. Никто не приседает, даже не смотрит в небо. Видали и не такое, навидались досыта.
Где-то в стороне начинает рваться. Переезд - место, мягко говоря, пристрелянное, опасения более чем реальны. Над головами людей в кузов грузовика проплывает сложенная инвалидная коляска, следом передают на руках страшно бледного мужчину с неестественно-прямыми ногами. За нами приезжает один из командиров ополчения с позывным "Гоги". В июне мы вместе с ним бегали по подвалам Семеновки, под Славянском, когда на нашу группу охотился танк. Такие знакомства до старости забыть невозможно.
Гоги рассказывает, что в городе происходит самое страшное, что можно представить в такой ситуации - "слоеный пирог". Окруженцы из террбатальонов, справедливо боящиеся плена, вооруженные дезертиры, остаточные группы, не собирающиеся сдаваться, озлобленные снайперы, которые палят по всему живому, обозначая присутствие ВСУ в давно уже потерянном городе.
И остающиеся в подвалах местные жители, из-за которых туда просто так уже гранату не забросишь при зачистке.
"Обстановка в городе тяжелая, - говорит Гоги. - Вчера вечером вывезли более трех «Уралов» мирных жителей и с десяток легковых. Странно, что украинские войска их не вывозили. И когда они начали отступать, о мирных жителях никто не позаботился. Очень много пожилых, пенсионеров, людей, которые не могут передвигаться. Помогали им. С утра еще 150 человек собрали. Многие сами сюда выходят. В городе еще до 200 человек, точных подсчетов нет. Мы проверяем все дома, не столько на предмет украинских солдат, сколько — в поисках выживших мирных. Обстрелы регулярные, хаотичные, куда они хотят попасть — непонятно. Стреляют по жилым секторам"
Отметим, как ранее сообщалось, в районе Углегорска и Дебальцево создан "зеленый коридор" для выезда мирного населения. Затишье будет действовать всего несколько часов. В районе Дебальцево и Углегорска создан гуманитарный коридор, чтобы мирные жители могли выехать, кроме того, будет разрешено забрать погибших в Углегорске. Об этом сообщил руководитель координационной группы по прекращению огня Петр Каноник.
"Договорились о гуманитарном коридоре из Углегорска с 9:00 до 17:00. Оттуда вывозят мирных жителей. Гуманитарный коридор из Дебальцево с 14:00 до 17:00 часов", - сказал он.
"Мы официально подавали заявку на прекращение огня на Дебальцевском плацдарме и готовы для проведения эвакуации мирного населения из населенных из пунктов: Дебальцево, Углегорск, Светлодарск, Мироновское обеспечить режим тишины с 10 до 17 по киевскому времени", - сообщил Каноник.
Военный конфликт на востоке Украины (Донбасс)
В военном конфликте в Донбассе (Донецкой и Луганской области) участвуют вооруженные пророссийски настроенные ополченцы непризнанных Донецкой (ДНР) и Луганской (ЛНР) народных республик с одной стороны, и представители киевских силовых структур с другой: Вооруженные силы Украины, национальная гвардия и добровольческие батальоны.
Военная фаза конфликта в Донбассе началась 7 апреля после объявления и.о. президентом Украины Александром Турчиновым о создании антикризисного штаба. 15 апреля Турчинов объявил о начале силовой фазы военной операции. Она стала ответом украинских властей на вооруженный захват административных зданий, и несогласие жителей Востока страны с выбранным после евромайдана курсом государства.
Украинские власти называют свои действия на территории Донецкой и Луганской областей антитеррористической операцией (АТО). Противодействующие им повстанцы называют действия киевских силовиков - карательной операцией. Международный Красный Крест присвоил данному конфликту статус «немеждународного вооруженного конфликта».
1 марта президент России Владимир Путин внес в Совет Федерации обращение «об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины» в ходе данного конфликта. А уже 24 июня Путин при поддержке Совета Федерации отменил свое обращение.