Эксперты: "Евровидение" - это зеркало политических настроений
Накануне финала "Евровидения" отдел науки издания "Газета.Ru" рассказал о принципах голосования, армяно-азербайджанском конфликте, а также пояснил, почему к "Евровидению" важно относиться серьезно.
Как известно, "Евровидение" впервые провели в 1956 году в Швейцарии. Конкурс был организован Европейским вещательным союзом, и его задачей было помочь встающей на ноги послевоенной Европе сплотиться. С тех пор "Евровидение" стало одним из самых масштабных неспортивных мероприятий, которое ежегодно собирает около 180 млн зрителей по всему миру.
В этом году впервые в европейском конкурсе участвует далеко не европейская Австралия. Также впервые за 12 лет отказалась побороться за музыкальное первенство Украина, которой сегодня не до песен.
Известно, что музыкальная составляющая соревнования едва ли может считаться главной. Из конкурса авторов и композиторов с названием песни, появляющимся на табло голосования, "Евровидение" превратилось в полномасштабный турнир с флагами и прочими символами национальной гордости, где голосуют не за песню, а за страну. И, по сути, "Евровидение" прежде всего является зеркалом меняющихся политических умонастроений в Европе, пишет издание.
Финальная часть конкурса начинается с живых выступлений участников, за которыми следует для многих самая увлекательная часть шоу - голосование. И зрители, и исследователи отмечают наличие соседских коалиций и стойких тенденций в том, кто и кому отдает предпочтение. Было показано, что эстетические качества, исполнение и оригинальность композиции едва ли важны для зрителей. Обычно люди голосуют за своих соседей или же по принципу культурного, этнического или религиозного сходства.
Подтверждений тому множество. Так, например, с 1993 по 2003 год неразлучная пара Греция и Кипр постоянно обменивалась максимальными 12 баллами.
Следующий блок сформировали государства Северной Европы, куда входят скандинавские страны и страны Прибалтики. По данным исследования, опубликованного в журнале Empirical Economics, традиционно обмениваются любезностями финны и эстонцы. Стабильную поддержку также оказывают друг другу Исландия, Швеция и Дания.
Не ослабевают связи и между странами бывшего Советского Союза. В период с 1994 по 2014 год больше всего голосов России отдали Эстония, Латвия, Белоруссия и Литва. Как заявил об итогах конкурса за тот период Уильям Адамс, основатель новостного портала WiWi Bloggs, целиком посвященного "Евровидению", "Россия могла бы вообще появиться без песни и все равно прошла бы в финал".
В свою очередь российские зрители чаще всего голосовали за Украину, Азербайджан и Армению.
"Евровидение" не уступает по своей значимости и накалу страстей многим общественно-политическим и военным событиям. Так, в 2009 году власти Азербайджана обнаружили, что 43 жителя государства проголосовали с помощью SMS за недружественный армянский дуэт. После этого провинившихся вызвали на допрос и обвинили в потенциальной угрозе безопасности страны. Последовало ли за этим какое-либо наказание, неизвестно.
Столь серьезно относятся к "Евровидению" преимущественно в экономически неблагополучных странах, в том время как жители процветающих европейских держав конкурс воспринимают с иронией.
Тем не менее очевидно, что "Евровидение" играет важную политическую роль, укрепляя связи между государствами и обнажая очаги напряженности. В связи с этим итог участия России в конкурсе нынешнего года остается весьма туманным.
P.S. Проанализировав результаты конкурса за всю историю его существования, эксперты полушутя-полусерьезно вывели закономерности, которые, если не гарантируют победу в "Евровидении", то, по крайней мере, повышают шансы на нее.
Итак, чтобы победить в конкурсе, нужно обзавестись множеством соседей и со всеми поддерживать хорошие отношения. По статистике "Евровидения", самая успешная страна – Ирландия, побеждавшая 7 раз. Неудачницей конкурса считается Норвегия. И хотя норвежцы трижды выигрывали (многим еще памятна победа Александра Рыбака в 2010-м), в ходе голосования они 11 раз оказывались последними.
Согласно шестидесятилетней истории конкурса, наибольшие шансы на победу имеют женщины-блондинки, одетые в белое и выступающие за Ирландию.
Петь нужно на английском языке, в крайнем случае на французском. Большую часть песен победителям написали шведские музыканты и композиторы. А в свете последних тенденций также не помешает сменить ориентацию на нетрадиционную, резюмируют авторы исследования.