В прокат выходит «Citizenfour. Правда Сноудена» - самый скандальный фильм года
Создателям фильма удалось получить совершенно секретные документы от Эдварда Сноудена - бывшего агента самой могущественной организации США - Агенства национальной безопасности.
Всё началось в Гонконге, когда в обычном гостиничном номере были обнародованы первые материалы о широкомаштабной слежке руководства США за своими гражданами, и продолжилось захватывающими событиями, произошедшими после публикации документов в СМИ.
Фильм не только вскрывает факты грубейшего попрания общечеловеческих ценностей в самой демократической стране мира, но и раскрывает глаза на зыбкость чувства неприкосновенности личного пространства и частной жизни, особенно в тех случаях, когда вы совершаете звонки, переписку или общение в социальных сетях.
"Твой мобильник следит за тобой" – вот, в общем, и вся правда Сноудена, о которой мы и так догадывались. Но в фильме Лауры Пойтрас, снимавшей Сноудена еще в начале того пути, который привел бывшего сотрудника АНБ в транзитную зону Шереметьева, важны не только откровения о тотальной слежке АНБ и ЦРУ за своими – и не только своими – гражданами, но детективно-комедийный элемент. Действие тут разворачивается, с одной стороны, в телевизоре, стоящем в номере гонконгского отеля, где Сноуден сливал информацию журналистам Guardian и Washington Post.
Так родился фильм Citizenfour, который вышел на наши экраны необычайно большим для документального кино тиражом, а в начале года завоевал «Оскара». Для Лоры фильм стал завершением ее документальной трилогии об американской идеологии после 11.09.01. Первый фильм – «Моя страна, моя страна» был про Ирак (и тоже получил оскаровскую номинацию), второй — «Присяга» — про Гуантанамо. После этого ее стали подолгу допрашивать при каждом возвращении в Америку, забирать для просмотра рабочие материалы – в итоге она в какой-то момент переехала на ПМЖ в Берлин. Сноуден сказал ей при встрече: «Это не я выбрал тебя. Ты сама меня выбрала». Диссидентская красота по-американски.
Разоблачения в фильме вложены в основном в уста вторых-третьих лиц: либо тех, кто берет у Сноудена интервью (сама режиссер Лора Пойтрас ничего при этом не говорит, ее высказывание – это фильм в целом), либо и вовсе политических экспертов, адвокатов, правозащитников, членов Европарламента. Добавим саморазоблачения-оправдания официальных лиц.
В целом суть в том, что АНБ ведет тайную слежку почти за всеми гражданами США, вообще за всеми людьми, так или иначе попавшими в сферу его внимания, а также за рядом иностранных правительств – более чем за миллиардом человек. Нельзя пользоваться практически ничем, потому что по твоей банковской карте, твоему мобильному, твоим соцсетям, твои запросам в интернете, твоей электронной переписке о тебе знают всё: твоих передвижениях, друзьях, контактах, мыслях, устремлениях, надеждах.
АНБ держит под контролем девять главных интернет-сервисов, включая Gmail, Hotmail, Facebook, YouTube, Yahoo!, Skype etc., а также многие зарубежные сервисы и почти все телефонные компании. Прочитывается, прослушивается, сортируется в особых базах данных абсолютно все. Человечество под колпаком у американского АНБ: теория заговора в духе канала REN-TV, но изложенная американцами. Причем делается все после 11.09.01 под лозунгом национальной безопасности и борьбы с терроризмом, но собираются сведения, которые не имеют никакого отношения к этой борьбе, зато важны в сражениях за экономические выгоды и играют первостатейную роль в конкуренции между государствами.
В результате создается реальная угроза для демократии, поскольку тайная полиция обретает неограниченную власть. Строится мощнейшее орудие притеснения в истории человечества. Американцы, если находятся на родине, еще отчасти защищены. Для прослушки и проверки вашей переписки необходимы санкция суда либо запрос ФБР. Хотя АНБ зачастую игнорирует и то и другое. Но для перлюстрации иностранцев никакие запросы не нужны. А у АНБ свои центры слежки и в Великобритании, и в Германии. Точно так же они не нужны для прослушки и проверки американцев, если они находятся за границей или общаются-переписываются с кем-то из-за рубежа.
Все будет использовано в будущем против тех, кто попытается добиться изменений в обществе конституционным путем. Их попросту найдут и сломают. Так собаки по запаху находят и валят с ног сбежавшего преступника.
Сноуден: «Для меня это вопрос о праве граждан противостоять силе и власти государства». Он же: «Сейчас в обществе возникает проблема баланса не между избираемыми и избирателями, а между управляющими и управляемыми».
Представители Европарламента: «То, что мы раньше называли свободой, теперь это право на частную жизнь. И мы его теряем».
Фильм хорош уже тем, что он не скандальный, а неспешный. И что в нем нет постановочных сцен – типичного для современного якобы документального кино — вранья, формирующего мнение. Только живые разговоры, только живые мнения (другое дело, что и их можно смонтировать в угоду любой позиции). Его основа (что тоже неожиданно) – кинопортрет самого Сноудена, который большей частью молчит. А если и говорит, то обычно бытовое. Чертыхается, когда не удается с помощью геля уложить волосы. Чертыхается, слыша звонок с отельной стойки. Чертыхается, когда в отеле раз за разом звучит учебная пожарная тревога – он видит в этом подставу спецслужб, жаждущих выманить его наружу.
В Москве (может, это как раз постановочный кадр, никто ведь не знает до сих пор, в Москве ли Сноуден или где-то за ее пределами) камера втихомолку снимает его через ночное окно с приехавшей к нему подругой на скромной кухоньке: они что-то варят, попеременно помешивая ложкой, в огромной русской кастрюле.
Главное в фильме – обыкновенность Сноудена. Ну кто он такой? Типичный парень на пороге тридцатилетия со средне приятной внешностью. Программист. Тот, кто всегда не на виду. Четко исполняет указания начальства. Не герой. Но и не предатель. Человек с высокой степенью допуска к закрытой информации, но один из многих. Человек с приличной зарплатой.
"Пожалуй, вся суть «Гражданина четыре» состоит в том, что это просто отличный документальный фильм подлинно отображающий политическую обыденность в современном обществе. Информация о шпионаже правительства является, хоть и очевидным, но пугающим фактом, и данный фильм как-раз представляет зрителю возможность лицезреть процесс того самого снятия покровов. Сразу же нужно сказать о том, что в отличии от других документальных фильмов, которые из-за лишних элементов экшена или спецэффектов теряют свою документальность, «Гражданин Четыре» выглядит как картина плавная и нарративная, с монолитным повествованием и погружением зрителя в постепенную тайну, иными словами, желая увидеть в фильме какое-либо напряжение, вы просто не по адресу, в связи с этим сам Сноуден в фильме был подвержен себе самому, а не какому-то конкретному образу. На протяжении фильма частично всплывает одно очень важное высказывание «Когда мы теряем конфиденциальность, теряем и собственную свободу» — это очень важно, поскольку для современного общества это должно являться некоего рода лозунгом дабы лицезреть последствия того, что делается для общества и во имя чего это делается для общества", - считают критики.