Загрузка...

Куда путешествуют продукты: почему продукция фермеров в столице доступнее, чем в регионах

Экономика
704
В канун Нового года прилавки магазинов ломятся от изобилия. Крупные торговые сети предлагают не только экзотические фрукты из дальних стран, но и экопродукты из регионов, которые в местах производства купить почему-то очень сложно.
 продукты, продукция, фермеры, россия, поставщики, регионы, экопродукты, торговые сети, производители, цены, Москва, Подмосковье, Петербург, тула, самара,

Плата за «вход» или поиск посредника

Молоко, масло и хлеб фермерского производства каждый день совершают небольшое путешествие, удивляя покупателей: то, что охотно выставляют столичные крупные сети, в скромных региональных магазинчиках не найти. Почти в каждом регионе России есть свои замечательные экопродукты, которые успешно отгружаются по всей стране, но при этом «на родине» их можно увидеть только на ярмарках выходного дня. Почему же российский продукт становится экзотикой у себя же дома?

Одна из причин такой продуктовой дискриминации – политика местных торговых сетей, которые считают фермерские продукты слишком дорогими для регионального потребителя. Уступать за счет розничной накрутки магазины не хотят. Кроме того, не секрет, что многие торговые сети вынуждают поставщиков идти на трудновыполнимые условия: значительные отчисления «на рекламу», то есть фактически за «вход», а также обязательный график регулярных поставок.

Свято место пусто не бывает: если поставка не придет вовремя в нужном объеме, если не удастся договориться о рекламе или акциях, то сеть выберет другого, более гибкого поставщика. Доминирование торговых сетей на рынке ведет к тому, что фермеру остается лишь действовать через интернет, продавая продукцию продвинутым пользователям или через оптовые компании, у которых налажен «контакт». Правда в случае нерегулярности такие посредники могут с легкостью заменить продукцию на другую. Всё это, несомненно, ведет к удорожанию продуктов, и выигрывают в такой ситуации ни производители, ни покупатели, а именно посредники.

Как поддержать местных производителей

Власти уже поняли, что поддержка местных производителей на региональных рынках – задача более сложная, чем проведение ярмарок, реклама и продвижение. Врио губернатора Орловской области Андрей Клычков после своей поездки в Свердловский район отметил, что здесь «производятся замечательные экопродукты, работает крупный завод по производству солода».

«Но если продукция завода отгружается в Калугу, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, Иркутск, а также в Белоруссию и Казахстан, то продукты питания представлены в Орловской области только на выставках и праздничных ярмарках. Считаю это недоработкой. Качественные товары местных производителей должны активнее попадать на прилавки торговых сетей региона», - подчеркнул Клычков.

Врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров заявил: «Я сделаю все, чтобы именно продукция самарских предприятий была конкурентоспособна». Он увидел «потенциал для увеличения представительства самарских товаров».

«Мы должны создать условия для того, чтобы самарская продукция была на прилавках магазинов, работающих в регионе», - подчеркнул он. По мнению Азарова, самое время задуматься о создании в регионе агропарка, который даст возможность самарским сельхозпроизводителям напрямую поставлять продукцию потребителям, обеспечивая хранение, переработку и реализацию. Также, по его оценке, такой проект будет способствовать развитию отрасли, давая рабочие места местным жителям.

В Новосибирске недавно появился гипермаркет, где местные продукты выкладывают на полки со специальной маркировкой «Сделано в Новосибирске». Руководство самой торговой сети выразило уверенность в том, что зачастую производители «сами себя пугают», получая первый отказ, и опускают руки раньше времени. Представители ритейла обращают внимание на то, что фермеры исходят только из своих возможностей вместо того, чтобы самостоятельно изучить рынок и предложить продукт или логистическую схему, которая устроила бы все стороны. Но для того, чтобы торговые сети и производители поняли друг друга и ситуацию на рынке в целом, нужны поддержка со стороны властей, мониторинг и постоянный диалог.

В этом направлении уже работают власти Тульской области. Губернатор региона Алексей Дюмин, несколько месяцев назад посетив плодоовощное предприятие «Плава», также убедился в том, что качественная продукция тульской области регулярно поставляется в Москву, Подмосковье и Петербург, а местные сетевые магазины желание идти навстречу местным производителям не демонстрируют. По его оценке, такая ситуация – не единичный случай.

Дюмин поручил проработать этот вопрос, и 27 декабря тульские производители встретились с представителями региональных торговых сетей на площадке, предоставленной правительством области. Ритейл озвучил свои условия, а производители поделились своим опытом взаимодействия с торговыми сетями, порой – довольно болезненным. Но начало системной работе положено – уже в первом квартале 2018 года будет проведена специальная торговая сессия для фермерских хозяйств Тульской области.

Покупатели только выиграют

Отстаивание столь очевидного приоритета местной продукции в торговых сетях принесет пользу не только производителям, которые получат возможность быстрее реализовывать свою продукцию и расширять рынок сбыта, но и покупателям.

На прилавках скорее появятся свежайшие продукты отечественного производства с небольшим сроком годности, а значит - с минимальным объемом консервантов. Вероятно, некоторое недовольство могут излучать поставщики широко разрекламированных «брендов», захватившие рынок, в пользу которых торговые сети принимают решение, ориентируясь также на рекламу, жесткую сертификацию, длительный срок хранения и регулярность поставок. Местные производители нуждаются в большей гибкости со стороны сетей. Но, в конечном итоге, торговые сети могут быстро понять, что такая стратегия оправдана: российский покупатель всё чаще отдает предпочтение отечественной продукции, не желая платить за «узнаваемость».

Конъюнктура потребления меняется не только в России, но и во всем мире. Сознание общества трансформировалось, и потребителя больше не устраивает сладкий и «удобный» продукт, который «тает» в нужном месте. Согласно исследованиям, покупатели готовы переплачивать за экопродукты 30% от стоимости, ориентируясь на заботу о здоровье и охрану окружающей среды.

Присоединяйтесь к нам в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram. Будьте в курсе последних новостей.
В закладки
Загрузка...
Загрузка...
новости
Загрузка...
Новости партнеров
Читать @RusDialogRU
Российский Диалогв Google+
Новости партнеров
новости

Загрузка...