Мистика в картинках: как загадочные призраки появляются на фотографиях
Февраль 2015 года, дворец Хэмптон-корт в Лондоне. 12-летняя Холли Хэмпсхейр берет свой iPhone, чтобы сфотографировать кузину Брук, когда та в одиночестве идет по величественным королевским апартаментам. Щелк. Готово.
Но на следующий день двоюродные сестры обнаруживают, что Брук на фотографии получилась не одна. За ней следом движется серый образ - высокая женщина в накидке. На следующем снимке этой аномалии уже нет.
Что это было? Уникальное документальное фото терзаемой души, никак не могущей найти успокоения? Или же нечто, поддающееся вполне рациональному объяснению?
Ответ, как мы увидим, надо искать не в мире потустороннего. Этот призрак - лишь один из новейших персонажей в истории фотографий с привидениями. Такие загадочные тени появлялись на снимках с момента изобретения первых фотокамер. С каждым новым прорывом в фотографических технологиях возникали и новые типы "привидений" - а иногда их добавляли в снимки специально.
"Я отношусь к этому скептически и говорю с позиции фотографа и человека, который не верит в привидения. Не думаю, что эти "призраки" представляют собой нечто такое, чего нельзя было бы добиться с помощью разных техник фотографии", - считает Майкл Притчард, генеральный директор Королевского фотографического общества в Британии.
Разум и шестое чувство
"Призрак-фото" уходит корнями в XIX век. В 1850-60-е годы многие фотографы экспериментировали с применением специальных эффектов, таких как стереоскопическое изображение и двойное экспонирование. Но некоторые беспринципные фоторемесленники вскоре поняли, что этими техниками можно пользоваться для обогащения.
Американский фотограф-любитель Уильям Мамлер в 1860-х годах, как предполагается, стал первым человеком, запечатлевшим на фотографии "духа".
На том известном снимке можно было разобрать привидение его покойного кузена. Приходил он к нему в самом деле или нет, остается тайной, но способность Мамлера запечатлевать призраки покойных людей (как правило родственников) на фотографиях вскоре привела к нему клиентуру.
Поначалу специалисты не могли найти признаков подделки на мамлеровских призрак-фото. И любитель постепенно стал профессионалом: к нему приходило все больше людей, желающих получить потусторонний снимок с родственниками, погибшими в американскую Гражданскую войну.
Похоже, Мамлер добивался такого эффекта, вставляя в камеру стеклянную пластинку с готовым позитивным снимком погибшего впереди стеклянной светочувствительной пластинки, на которую делалась фотография клиента. За счет такой двойной экспозиции получался снимок не одного только заказчика, но и "призрачного" изображения с дополнительной пластины.
На одном знаменитом снимке Мамлера "призрак" Авраама Линкольна появился на фото его супруги Мэри Тодд Линкольн. Список клиентов фотографа рос, но множилось и число его критиков.
Одним из наиболее яростных был американский шоумен Пи Ти Барнум, утверждавший, что эти призрак-фото попросту эксплуатируют доверчивость убитых горем семей и отдельных людей. Зазвучали также и обвинения в том, что Мамлер якобы вламывался в дома, чтобы украсть фотографии мертвых родственников, а некоторые "духи" на его снимках так и вообще, как утверждалось, продолжали успешно жить и здравствовать.
Мамлер предстал перед судом по обвинению в мошенничестве, и Барнум дал против него показания. Самым ярким моментом процесса стал эпизод, когда в зале заседаний была показана намеренно сфальсифицированная фотография, призванная продемонстрировать, насколько легко можно было сделать снимок в стиле Мамлера. На фото сам Барнум был показан вместе с Авраамом Линкольном. Было похоже, что охотники за привидениями наконец добрались до фотографа.
Несмотря на улики, с Мамлера сняли обвинение в мошенничестве, но ущерб его репутации уже был нанесен, и его карьера фотографа "духов" подошла к концу. Техники, которые он применял, были усовершенствованы его последователями под конец XIX века, когда вырос спрос на фотографии с призраками, но и эти кудесники негатива тоже никак не могли избавиться от критики в свой адрес.
Английский священник и медиум Уильям Стэйнтон Мозес был одним из ранних исследователей этой темы. Вот что говорит о нем Алан Мерди, председатель "Клуба привидений" (основанного в 1862 году и считающегося старейшей в мире организацией по изучению и расследованию паранормальных явлений): "К 1875 году он изучил более 600 фотографий, на которых якобы были засняты призраки. По его мнению, среди них было не более дюжины таких, которые с натяжкой можно было бы считать примером чего-то сверхъестественного. И он добавлял: "Есть люди, которые и в швабре с тряпкой готовы признать своего безвременно ушедшего родственника".
Но все больше людей заводили себе фотокамеры, и все больше, соответственно, становилось и "призрак-фото". "К 1880-м годам кто угодно мог взять в руки фотоаппарат и снимать, а это открыло дорогу шарлатанам, которые охотно обманывали людей и играли на их эмоциях", - говорит Притчард.
Примерно в этот же период была сделана одна из самых знаменитых фотографий "привидения". В 1891 году Сибелл Корбет фотографировала в библиотеке аббатства Комбермир в английском графстве Чешир. В кресле на первом плане кадра оказался мужчина, а вернее, легкие очертания его головы, воротника и правой руки. Утверждалось, что это дух покойного лорда Комбермира - он незадолго до снимка погиб, катаясь на лошади, и в то время, когда была сделана фотография, как раз проходили его похороны. Выдержка у фото составила целый час, и поэтому специалисты-скептики сочли, что во время столь продолжительного экспонирования в комнату просто вошел слуга и на какое-то время сел в кресло. Впрочем, большинство слуг заявили, что были в это время на похоронах своего лорда.
После войны
К началу Первой мировой войны спиритуализм и призрако-фотография имели ряд заметных сторонников - в том числе писателя Артура Конан Дойля, члена "Клуба привидений". Чувство утраты, охватившее население многих стран после войны, привело к желанию как-то воссоединиться с потерянными родственниками и друзьями. Свои услуги в этой области охотно предложил англичанин Уильям Хоуп, уже обладающий соответствующей репутацией.
Как и Мамлера, Хоупа преследовали обвинения в мошенничестве. В его отношении в 1922 году было проведено расследование силами комиссии Общества сверхъестественных исследований, которую возглавлял известный специалист по таким вопросам Гарри Прайс. Он изучил дело и выяснил, что Хоуп и вправду мошенничал, используя две стеклянные пластины - одну с призрачным силуэтом, другую светочувствительную, на которой появлялись изображения "призрака" и объекта съемки одновременно. Но, в отличие от Мамлера, после этого откровения Хоуп все равно продолжил работу в качестве медиума и "фотографа духов", поддерживаемый своими многочисленными рьяными сторонниками.
Более чем десятилетие спустя Прайс расследовал дело, в котором все было куда менее понятно. В 1936 году двое сотрудников журнала Country Life делали снимки у подножия лестницы в поместье Рейнхэм-холл в английском графстве Норфолк. Фотограф капитан Юбер Прован и его помощник Индре Шира только-только собрались сделать фотографию этой лестницы, когда Шира неожиданно увидел "парообразную форму, постепенно принимавшую очертания женщины" и спускавшейся к ним по лестнице. Несколько секунд спустя фотографы торопливо сделали снимок. Он был опубликован в журнале Country Life и получил название "Коричневая леди". Некоторые считали, что это была фигура леди Дороти Тауншенд, которая, как говорили, посещала поместье в виде привидения после своей загадочной смерти в 1726 году.
Прайс считал, что в этом случае не было предпринято никаких попыток сфальсифицировать снимок. "Сразу скажу, что я был впечатлен. Мне рассказали очень простую историю: мистер Индре Шира увидел привидение, спускающееся по лестнице, как раз в тот момент, когда голова капитана Прована была под черным покрывалом. Один лишь крик предупреждения - и колпачок сняли с объектива, сработала вспышка, а результаты этого мы все теперь видим. Я не могу отбросить их рассказ и не имею права им не верить. Если это подделка, то она может быть лишь результатом сговора между этими двумя мужчинами. А негатив сам по себе врать не может", - заявил Прайс.
Но были и люди, настроенные более скептически. В 1937 году Общество сверхъестественных исследований решило, что причиной появления "духа" на снимке стало случайное движение камеры во время шестисекундной экспозиции. "Я думал, что в Коричневой леди Рейнхэм-холла что-то есть, пока я не прочитал оригинал отчета Общества", - признает Мерди.
Как и многие другие исследователи этой темы, сам Мерди видел бессчетное количество снимков, на которых, как утверждалось, были изображены призраки. "Мне кажется, лишь очень немногие фотографии могут действительно считаться иллюстрациями каких-то паранормальных явлений", - говорит он.
Призрак в цифре
Современные цифровые фотоаппараты с не меньшей легкостью могут создать фальшивого "духа". Появление "серой леди" из Хэмптон-корта, с которой начиналась эта статья, практически наверняка связано с технологическими особенностями камеры, которой было сделано фото.
В отличие от пленочных камер, камеры в телефонах обычно делают снимок постепенно - примерно по тому же принципу, как сканер сканирует страницу с текстом. Это чуть более длительный процесс - особенно при низком освещении, когда телефонной камере нужно больше времени, чтобы запомнить достаточно визуальной информации для получения фото приемлемого качества. Этот процесс, известный как "сглаживание изображения", способен приводить к тому, что движущиеся предметы в кадре могут выглядеть искаженными.
"Призрак-фото" сейчас переживает ренессанс, рождая такие интернет-мемы, как Тощий мужчина (Слендермен) - сверхъестественный персонаж, которого порой добавляют в снимки для пущего драматического эффекта.
Несмотря на то, что нам хорошо известны техники компьютерной манипуляции с изображениями, остается немало людей, верящих в то, что духов можно сфотографировать. По данным опроса 2013 года, 42% американцев верят в привидения. Схожий британский опрос в 2014 году показал, что 39% граждан Соединенного Королевства уверены: дома с привидениями действительно существуют.
Наш интерес к потусторонней жизни, похоже, бессмертен - он лишь постоянно адаптируется к новым технологиям и научным знаниям современности.