Загрузка...

ИноСМИ: F-22 одолеет аналоги России и КНР

Военное обозрение
2866
Во многих отношениях истребитель F-22 Raptor («Хищник») является страховым полисом ВВС США. В то время как остальная часть Военно-воздушных сил готовится участвовать или уже участвует в реализации сценариев военных действий низкой интенсивности, флот истребителей F-22 является элитной авангардной силой, и сконцентрирован он исключительно на отражении самых современных угроз.
сша. россия, ввс. армия, авиация, F-22 Raptor , хищник. нато

«Мы с самого начала стали фокусировать наше внимание на отражении самых современных угроз, — сказал полковник Пит Феслер (Fesler). — На самом деле, мы отходим от наших стандартов, когда принимаем участие в операции «Непоколебимая решимость» (Operation Inherent Resolve), то есть в кампании по борьбе с Исламским государством (запрещенная в России организация), и осуществляем там поддержку. Конфликты низкой интенсивности — это не наши хлеб и масло».

Даже в тот момент, когда в 2002-ом году начались испытания F-22 в реальных условиях, он продемонстрировал невероятные возможности в учебном бою и одерживал одну за другой убедительные победы. И когда в ходе учебного боя F-22 сталкивался с самыми серьезными угрозами — например, с такими современными российскими истребителями как Су-35, с системой С-300В4 и С-400, — крайне редко он оказывался «сбитым». «Потеря F-22 — это большая редкость, независимо от тех угроз, которые мы используем во время тренировок», — отметил Феслер.

Россия и Китай в настоящее время разрабатывают новые истребители и ракеты земля-воздух, и поэтому задача, связанная с достижением превосходства в воздухе над все более опасными районами боевых действий, выпадает на долю небольшой группы пилотов ВВС США, управляющих мощными истребителями F-22 Raptor, произведенными компанией Lockheed Martin.

Истребитель F-22 был разработан в последние годы холодной войны. Он обладает пониженной заметностью и высоким потолком, а в его задачу входило нанесение поражения наиболее опасным видам оружия, которые Советский Союз мог использовать против Соединенных Штатов и НАТО в ходе третьей мировой войны в Европе. Однако окончание холодной войны и последовавший за этим развал Советского Союза лишили F-22 основной его миссии — или, по крайней мере, так было принято считать. Администрация Обамы отменила реализацию программы по производству истребителей F-22 в 2008 году, и всего было заказано 195 самолетов — 187 серийных, — поскольку эксперты в правительстве исходили из того, что война между государствами с примирением самых современных видов оружия уходит в прошлое. Однако в настоящее время становится все более очевидным, что они ошибались.

Ранее в этом году тогдашний министр обороны Эштон Картер в одном из своих выступления заявил о том, что мир возвращается к соперничеству великих держав. «Мы будем готовы противостоять врагу, вооруженному самой современной военной техникой. Это то, что мы называем полным спектром. В нашем бюджете, в наших планах и в наших действиях мы должны показать нашим потенциальным врагам — если они развяжут войну, то у нас будет достаточно средств для победы. Потому что та сила, которая способна сдерживать конфликт, должна показать, что она может доминировать в ходе конфликта», — сказал Картер, выступая в феврале на заседании Вашингтонского экономического клуба (Washington Economic Club). — В этом контексте Россия и Китай являются наиболее серьезными соперниками. Они разработали и продолжают разрабатывать самые современные системы вооружений, представляющие угрозу для сохранения нашего преимущества в определенных областях. В некоторых случаях они разрабатывают вооружения и способы ведения военных действий, рассчитывая на быстрое достижение своих целей еще до того, как, по их мнению, мы сможем ответить».

На самом деле, даже после развала Советского Союза России во время экономического и социального кризиса в 1990-е годы удалось сохранить, насколько это было возможно, свои лучшие предприятия военно-промышленного комплекса. Несмотря на серьезные проблемы, Россия смогла разработать и принять на вооружение самые современные виды оружия — такие как Су-35С («Фланкер» E), С-300В4, С-400 и другие. Тем временем восходящий Китай провел весьма серьезную модернизацию своих вооруженных сил — в этой стране были разработаны новые истребители, новые ракеты земля-воздух (в частности, грозные J-16 и HQ-9). В то время как Вашингтон перестал следить за источниками потенциальных вызовов и сосредоточил свое внимание на войнах в Ираке и в Афганистане, лидеры в Пекине и в Москве продолжали модернизировать свои вооруженные силы для того, чтобы получить возможность поставить Америку в безвыходное положение в случае конфликта в будущем.

Почему Америке необходим истребитель F-22 Raptor (особенно сегодня)


Сегодня, когда голоса и справа и слева требуют принятия действий в Сирии, где Кремль поддерживает режим Асада, своего традиционного союзника, Пентагон исходит из того, что он вынужден полагаться на незначительный по своему количеству флот истребителей F-22 Raptor, если возникнет необходимость установить бесполетную зону в этой истерзанной войной стране. F-22 является единственным находящемся на вооружении Соединенных Штатов истребителем, на который может рассчитывать Вашингтон для того, чтобы уничтожать такие современные зенитно-ракетные комплексы как «Панцырь-С1», С-300В4 и С-400, которые Москва направила в Сирию. Кроме того, это единственный самолет ВВС США, который по своим возможностям обладает огромным превосходством над такими российскими истребителями последнего поколения как Су-30М и Су-35С (оба типа этих самолетов Россия разместила в этом регионе).


«Наша задача состоит в том, чтобы проломить дверь, — сказал мне командир 1-го истребительного крыла (1st Fighter Wing) и ветеран среди пилотов F-22 полковник Пит Феслер во время моего визита на авиабазу «Лэнгли», расположенную в штате Виргиния. — Мы, несомненно, являемся лидерами в любых видах вооруженных сил, которые мы можем направить, поскольку у нас есть самолет, превосходящий по своим возможностям всех своих соперников».

Подготовка имеет значение


Важно иметь правильный инструмент, однако еще более важным является человеческое измерение. Пилоты и технический персонал должны быть соответствующим образом подготовлены, и они должны иметь возможность справиться с любой самой серьезной угрозой, если планируется их отправка в район боевых действий. Недавно я посетил элитное 1-ое истребительное крыло — это передовое подразделение, укомплектованное истребителями F-22 Raptor, — во время учебной проверки боеготовности. В отличие от таких крупных учений как «Красный флаг» (Red Flag) или учений ВВС США по подготовке к операции по развертыванию (Weapons School's Mission Employment Phase) — они направлены на повышение мастерства пилотов, — учения по проверке боеготовности предполагает осуществление проверки оперативных возможностей подразделения по развертыванию. По сути дела, это генеральная репетиция перед направлением подразделений на войну.

«Пилоты F-22, хотя они являются критическим компонентом, составляют лишь часть команды. Ничего не произойдет, если техники не подготовят самолет к полету; нужно также позаботиться о малозаметности покрытия; нужно произвести бомбы и ракеты, а затем специалисты по вооружению должны загрузить их в самолет; диспетчеры должны определить маршруты полетов; специалисты в области разведки должны подготовить задание, которое нужно выполнить. Все эти вещи должны соединиться, а если кто-то потеряет ритм и отстанет, то ничего не будет работать, — сказал в беседе со мной Феслер, показывая мне место стоянки и обслуживания самолетов. — Задача этих учений состояла в том, чтобы вывести нас за пределы обычных операций внутри гарнизона; в том, чтобы быстро мобилизоваться, развернуться, подготовить самолеты, а затем начать устойчивое боевое развертывание. Другого способа получить такого рода подготовку просто нет».


Как сказал мне Феслер, идея подобных учений состоит в том в том, чтобы взять шесть эскадрилий, составляющих одно крыло — плюс персонал 192-го истребительного крыла ВВС Национальной гвардии Виргинии и подразделения поддержки — и разместить их в различных частях базы в смоделированных сложных условиях. В целях проведения учений этому крылу был дан приказ «подготовиться к развертыванию» на определенном театре и сделать все для того, чтобы иметь возможность быстро приступить к выполнению операции. После получения приказа о развертывании это крыло и его персонал должны были упаковать всю необходимую аппаратуру поддержки, а также подготовить самолеты к определенному театру военных действий, а затрем осуществить там развертывание в течение нескольких часов. И, действительно, в течение моего визита две эскадрильи F-22 этого крыла были размещены в двух различных частях базы и действовали в палатках на линии стоянки и обслуживания самолетов. «Все эти действия внимательным образом координировались», — сказал Феслер.

Основной «страховой» полис


Во многих отношениях истребитель F-22 Raptor («Хищник») является страховым полисом ВВС США. В то время как остальная часть Военно-воздушных сил готовится участвовать или уже участвует в реализации сценариев военных действий низкой интенсивности, флот истребителей F-22 является элитной авангардной силой, и сконцентрирован он исключительно на отражении самых современных угроз. «Мы с самого начала стали фокусировать наше внимание на отражении самых современных угроз, — сказал полковник Пит Феслер (Fesler). — На самом деле, мы отходим от наших стандартов, когда принимаем участие в операции «Непоколебимая решимость» (Operation Inherent Resolve), то есть в кампании по борьбе с Исламским государством (запрещенная в России организация), и осуществляем там поддержку. Конфликты низкой интенсивности — это не наши хлеб и масло».


Даже в тот момент, когда в 2002-ом году начались испытания F-22 в реальных условиях, он продемонстрировал невероятные возможности в учебном бою и одерживал одну за другой убедительные победы. И когда в ходе учебного боя F-22 сталкивался с самыми серьезными угрозами — например, с такими современными российскими истребителями как Су-35, с системой С-300В4 и С-400, — крайне редко он оказывался «сбитым». «Потеря F-22 — это большая редкость, независимо от тех угроз, которые мы используем во время тренировок», — отметил Феслер.


Почему F-22 господствуют


На самом деле, проблема для F-22 состоит в определении достаточного количества целей, а также достаточно серьезных угроз для того, чтобы пилоты смогли получить полезную тренировку. Другая проблема состоит в том, что этот самолет обладает столь большими возможностями — с точки зрения скорости, ускорения, малозаметности, сенсоров и маневренности, — что он способен компенсировать тактические ошибки.


«Он способен исправить многие недостатки со стороны пилота; у вас может быть, действительно, плохой день, а самолет все равно покажет свои феноменальные возможности, — сказал старший пилот F-22 с позывным «Грохот» (Crash). — Само по себе то, что ты выиграли воздушный бой, еще не означает, что ты сделал хорошую работу. А то, что ты проиграл, то это не означает, что ты все испортил. Мы создаем сценарии для наблюдения за этим, и иногда ребята «погибают» во время учений, хотя они все сделали правильно, а в другой раз они все делают неправильно, но, тем не менее, добиваются полного успеха. С этим самолетом значительно легче выжить».


Для подготовки пилотов к этим учениям 1-е истребительное крыло использует комбинацию учебных самолетов T-38 и F-22, которые выступают в качестве «Красного неба» (Red Air) — они воспроизводят те угрозы, которые представляют «продвинутые» «Фланкеры», то есть истребители Су-35. Тем временем бортовые компьютеры истребителей F-22, а также связанные с ними базы данных воспроизводят угрозы, исходящие от вражеских зенитно-ракетных установок — таких как С-300В4 и С-400. В ходе одного вылета F-22 вынужден был бороться с комбинацией, состоящий из «самых современных Су» и весьма серьезной угрозой на земле — об этом рассказал мне молодой специалист по вооружениям 1-го истребительного крыла F-22 с позывным «Пуля» (Bullet) — выпускник элитной Школы по применению вооружениям ВВС США (Air Force's Weapons School), который был одним из главных планировщиков этих учений.


«Обычно мы проводим учения по борьбе против самых больших и самых серьезных угроз, потому что мы хотим получить опыт борьбы с новейшими угрозами, — сказал мне эксперт по вооружениям с позывным «Пуля». — Как выглядит наиболее неблагоприятный сценарий и что мы должны делать в подобном случае — потому что мы хотим провести подготовку на самом высоком уровне и предельно приближенно к настоящему бою, а если учение не удается провести не высоком уровне, то тогда мы просто не выполнили свое задание. В таком случае нам значительно легче выполнить свою работу».

Из-за огромных возможностей F-22 (а его пилоты это элита из элит) «Красное небо», на самом деле, вынуждено было превосходить «Хищников» по численности. Пилот с позывным «Грохот» рассказал об одном сценарии, при котором четыре F-22 вступили в бой одновременно с десятью вражескими истребителями четвертого поколения — типа Су-35, — которые способны «регенерироваться», то есть возвращаться к жизни. «Это несколько больше, чем обычные представители четвертого поколения», — сказал «Грохот». — Мы не проводим учения против тех вещей, которые еще не приняты на вооружение. Мы боремся с самыми современными действующими угрозами, какие мы только можем найти».


Как правило, представитель «синих» F-22 уничтожает противника с большого расстояния. На самом деле, по словам Феслера, если вражеский самолет смог выжить, а затем появился в районе «контакта» — то есть оказался в зоне прямой видимости — и обнаружил F-22, то это означает, что произошла какая-то очень серьезная ошибка. Обычно после этого проводится тщательный разбор для того, чтобы понять, что пошло не так. На самом деле, все пилоты, с которыми я говорил, в один голос убеждали меня в том, что разбор полетов является наиболее важной частью тренировки боевых вылетов. Тем не менее, пилоты F-22 активно готовятся к ведению воздушного боя в условиях прямой видимости. «Обычно мы действуем по максимуму против действующего по максимуму противника, — сказал специалист с позывным «Грохот». — Мы исходим из того, что подготовленные на Западе пилоты F-22 являются самой серьезной угрозой, с которой мы можем столкнуться».


Большая модернизация (кое-что необходимо)


Недавним дополнением к F-22 стал новый программа обновления Block 3.2A/Update 5. В конечном итоге, последнее обновление связано с ракетой AIM-9X Sidewinder, выпускаемой компанией Raytheon, и поражением целей с ненулевыми бортовыми углами — такие возможности давно хотели получить пилоты F-22. Ракета AIM-9X является существенным усилением для F-22, и так считают все пилоты 1-го истребительного крыла, с которыми я говорил. Это новое оружие во много раз увеличивает и без того огромную. смертоносную силу F-22. Ракеты AIM-9X и AIM-120D AMRAAM, производимые компанией Raytheon, будут полностью интегрированы в F-22 в результате обновления Increment 3.2B, которое еще только предстоит провести.


По еще у истребителя F-22 нет системы вывода информации на шлем (HMCS), которая позволит использовать все имеющиеся у ракеты AIM-9X возможности. Это устройство работает на многих американских боевых самолетах — а также на большинстве иностранных. Отсутствие нашлемного дисплея в большинстве случаев поставит F-22 в очень невыгодное положение в ближнем бою — если этот самолет не сможет использовать все имеющиеся у него возможности.


ВВС США все еще планируют оснастить F-22 нашлемным дисплеем, однако пилоты 1-го истребительного крыла говорят, что это не является абсолютной необходимостью. F-22, как правило, может обеспечить себе превосходство в воздухе и без такой системы. На самом деле, по словам Феслера, даже без ракеты AIM-9X и без системы HMCS пилоты F-22 часто подходят на близкое расстояние и устраивают засады другим самолетам в зоне видимости. «Я могу незаметно подкрасться к противнику, — сказал Феслер. Управляя истребителем F-22, я тихо подхожу к другим самолетам, и они даже меня не замечают. Вы просто пристраиваетесь им в хвост и говорите себе: зачем расходовать ракету, когда у тебя есть пушка».

В конечном итоге, F-22 является единственным истребителем пятого поколения, предназначенным для завоевания превосходства в воздухе во все более враждебном мире, где угрозы становятся с каждым днем все более серьезными, и поэтому в интересах ВВС делать все для того, чтобы его возможности были на самом высоком уровне. В соответствии с имеющимися в настоящее время планами, F-22 получит систему вывода информации на шлем к 2020 году, однако подобные программы в прошлом становились жертвами бюджетных сокращений.


«Было бы здорово иметь такой шлем, но радикально он ничего не изменит, — сказал пилот с позывным «Грохот». — Однако нашлемный дисплей оказал бы нам большую помощь».

Дейв Маджумдар (Dave Majumdar), The National Interest, США, перевод - ИноСМИ

Присоединяйтесь к нам в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram. Будьте в курсе последних новостей.
В закладки
Загрузка...
Загрузка...
новости
Загрузка...
Новости партнеров
Читать @RusDialogRU
Российский Диалогв Google+
Новости партнеров
новости

Загрузка...